понедельник, 06 апреля 2009
Аллюзия—это намеренная референция, вызывающая ассоциации, которые являются чем-то большим, чем просто замена знака. Обычная референция позволяет нам легко заменить один термин или фразу другим. Для понимания аллюзии необходимо наличие дополнительных ассоциаций.
Предназначение многих аллюзий состоит в том, чтобы актуализировать в сознании зрителей определенные воспоминания, благодаря чему появляются новые связи.
Далее...
Должна ли аллюзия обязательно быть преднамеренной? Без сомнения, внимательный зритель может обнаружить и такие связи, которые не предполагались создателями. Однако это уже не аллюзии, а «случайные ассоциации». Не в негативном значении слова «случайный», но в согласии с его происхождением от понятия «акциденция»; такие случаи также можно назвать «счастливыми». Можно смело говорить о случайности ассоциации, если приписываемое авторское намерение приводит к хронологической ошибке. Возможны интертекстуальные элементы (как их модно называть), которые не предполагались автором, но которые замечает идеальный или просто рассудительный зритель.
Эстетика — это раздел философии, рассматривающий природу красоты и доставляемого ею удовольствия и подразумевающий философское изучение искусства. Почему нам доставляют эстетическое удовольствие аллюзии других людей? Дело в том, что нам как аудитории нравится замечать, понимать и оценивать аллюзии, и вот почему. Понимание аллюзии сочетает удовольствие, которое мы испытываем, узнавая нечто знакомое (например, любимую игрушку), с удовольствием от способности ответить на сложный вопрос в «Кто хочет стать миллионером?». Удовольствие, какое мы испытываем, подмечая аллюзию, не связано с прямолинейным ее истолкованием. Публике нравится участвовать в творческом процессе, самостоятельно заполнять пробелы, а не получать все в разжеванном виде. Узнавание и понимание аллюзии доставляет гораздо больше удовольствия, нежели прямое объяснение.
Аллюзии нравятся нам еще и за их игривость (или смехотворность). В некотором смысле, авторы аллюзии приглашают нас поиграть, обдумывая аллюзию.
Одни из самых важных эстетических эффектов аллюзии — это «создание близости» и чувства общности3. Явное преимущество использования аллюзий, основанных на информации, которой располагают не все, заключается в том, что они укрепляют связь между автором и его аудиторией, становящихся сообщниками, входящих, образно говоря, в закрытый клуб, членам которого известно «тайное рукопожатие». Без сомнения, использование аллюзий создает некий налет элитарности и эксклюзивности.
Аллюзии, кроме эстетической, имеют и практическую ценность. Практическая ценность аллюзий — это их способность устанавливать связи с другими художественными произведениями. А такие связи, в свою очередь, создают контекст и традицию, в свете которых следует интерпретировать произведение искусства. Если философы критикуют аргументы своих предшественников или современников, предлагая новые и, возможно, более веские аргументы, то художники склонны ссылаться на своих предшественников или современников. Таким образом, художники прибегают к аллюзии, чтобы воздать дань уважения, спародировать, высмеять или превзойти.Взято из
статьи, где разбирается использование аллюзий в Симпсонах.
За ссылку спасибо Альбедо Ашер.
@темы:
(c),
тексты