пренебречь, вальсируем
Во многих американских колледжах и вузах есть обязательный курс по управлению своими финансами. В Лиге Плюща там учат в основном тому, как инвестировать средства и играть на бирже, а в вузах с контингентом победнее - как выплачивать долг за обучение и другие долги, в которые они гарантированно влезут.
Но а) вы представляете исполнение таких курсов в России?
б) обратите внимание на веселенькое классово-финансовое различие в программе.
И если студенты из Лиги плюща в основном или не занимают, или довольно быстро погашают из высоких зарплат свои долги за обучение (и вдобавок в большем % происходят из семей с достаточным фин. обеспечением, и, следовательно, с уверенно-высоким уровнем финансовой грамотности), то ребятам из простых университетов и более бедных слоев населения нужно научиться сначала азам фин. грамотности, т.е. тому, о чем сказано в 1 абзаце.
Все логично. Нет же такого, чтобы ребятам из обычных универов запрещали брать более продвинутые курсы по управлению финансам, инвестициям и биржевой торговле. Информация открыта, доступна и более того, активно продвигается, потому что чем больше народа вовлечено в игру на бирже, тем шире общий денежный поток. )
В России сейчас тоже начали обращать внимание на фин. грамотность. В школах на обществознании изучают принципы работы банков, пользования кредитными и дебетовыми картами, обращения с кредитами. Во всяком случае в 8 классе это точно было в учебниках, в 9 сейчас идет больше законоведения. Посмотрим, что будет дальше.
Что в универах с экономикой 101 я не в курсе сейчас, но минфин озаботился таки фин. грамотностью населения и собираются продвигать курсы по фин. грамотности для широкой общественности.
В частности, например, Сбербанк собирается на Универсариуме делать общий бесплатный курс фин. грамотности. Тут, конечно, не будет ничего прикольного вне зоны интересов Сбербанка, я полагаю, но, надеюсь, хотя бы по минимуму информацией не обнесут. Будет интересно послушать, что и как расскажут. )
Или необходимость повышения финансовой грамотности взрослого населения в условиях, когда люди не проходившие по условиям дохода на рублевую ипотеку без тени сомнения берут валютную? Берут кредит на отпуск в Быстроденьгах?
Для того, чтобы выжить в описанных Вами выше условиях, надо знать не только то, что нельзя соваться под поток машин, перебегая МКАД, но и нельзя занимать в микрофинах, если отдавать деньги собираешься когда-нибудь в следующем году, что расходы надо планировать и еще тысячи простых, как 2 копейки и таких же важных, как "не спи на морозе, сдохнешь", вещей про современный мир. Без которых обеспечение нижних уровней пирамиды Маслоу в современном мире (если не занимаешься выживанием в природе) невозможно.
Речь не о самореализации, речь о выживании. О знаниях, которые необходимы для выживания в современном мире.
Кстати, пирамиду Маслоу уже лет 30 как завалили набок.
По моему мнению, нельзя научить человека читать, до того как он начал говорить. Это про курсы для народа.
Что касается школы. Опять же, чудесная идея, только кто ее будет воплощать. Банкиры в школы не пойдут, и рассказывать про валютную ипотеку придется той самой учительнице, которая и взяла эту самую валютную ипотеку. Учителя в сегодняшней школе не являются в большинстве своем ни уважаемыми, ни образованными людьми. Но это опять-таки продукт системы
Конечно. В частности, именно потому, что пока человек не научится считать собственные расходы/доходы, он не будет обращать внимания (как сейчас 86% населения РФ) на то, куда и на что тратятся налоги, доходы от экспорта и т.д. и т.п. Потому что для такого человека эти слова - абстракция. Что-то, что не имеет в нему никакого отношения.
А когда человек начинает считать, он начинает обращать внимание на то, сколько ему надо платить, в частности, налогов, сколько можно вернуть из уплаченного и за что именно, и вопрос "почему?" в отношении очень многих, абстрактных до этого вещей возникает вполне естественно.
Но, конечно, не только поэтому.
Про обучающие курсы., школы и т.д. В существующем учебнике общие принципы были описаны правильно. Учителя нынче, действительно, разные. (Интересно, сколько в % именно учителей среди валютных ипотечников, не решившихся перекредитоваться в рубли нынче?)
С другой стороны, даже зачатки фин. грамотности, заложенные в школе, лучше, чем 100% их отсутствие.
В теории курсы финансовой грамотности - дело, конечно, хорошее.
На практике вариант для бедных направлен на то, чтобы бедные смирились с тем пиздецом, в которых их загнала ситуация в стране (в частности, студенческие займы в США - это пиздец, пиздец и ПИЗДЕЦ). Игры на бирже и прочее им недоступны просто потому, что для этого нужен стартовый капитал, которого у них нет. И даже если бы они захотели эти курсы брать - курсы вообще-то платные. (Да, некоторые берут, наверное. Некоторые и на бирже играют, наверное, и даже выигрывают. Но речь-то про большинство.)
То есть да, возможно, эти курсы полезны для выживания (если преподаются адекватно). Но сам факт такого тематического расслоения и вшитой в курс идеологии - это прекрасный элемент неолиберальной системы.
Мне кажется, тут торговая прагматичность в чистом виде: что человек готов купить, то ему и продадут. А купить он готов то, что для него наиболее актуально. При этом, как Antonio di правильно заметил, никто не внушает бедным, что они должны навсегда остаться в своем бедном кластере. Одним словом, устройство мира печально, а курсы - полезные.
hettie-lz.livejournal.com/87941.html
В качестве моей личной добавочки - вот:
hettie-lz.livejournal.com/245330.html
Ну и дальше спрашивайте
По моим детям: у Игоря UIC выплачен с моей помощью полностью, у Аннушки Нокс будет полностью выплачен через 2 года, т.е., через четыре года после окончания, чисто ее силами; это - частный и дорогой, но очень своеобразный колледж. У Влада - почти идентичная Ноксу по базовым расценкам лютеранская Августана, скорее всего, не будет выплачена никогда