Беседа «Полигамный человек. Моногамный брак. Проблемы и противоречия».
Автор и ведущий – психолог, юрист, руководитель семейной консультации, ведущий программы «Взрослым о взрослых» на радиостанции «Эхо Москвы» Михаил Лабковский.
Цитаты: "У людей может быть потребность жить вместе и иметь детей, но брак не является человеческой потребностью. Это то, что называется инициативой сверху, в результате возник религиозно-государственно-юридический институт. В его структуре содержится довольно много моментов, которые и вызывают кризис. В частности, требование хранить верность. Широко распространено глупое рассуждение: мужчина полигамен, женщина моногамна. Тот, кто это повторяет, плохо учился в школе: один вид животных не может разделяться на моногамную и полигамную части."
читать дальше"Проблема нынешняя связана с тем, что у нас моногамная семья и полигамная биологическая природа. Это неразрешимый конфликт."
"Вот на конфликте моногамного брака, которому мы обязаны христианству, то есть, единобожию, и нашей биологической природы, которая все время борется с этим - путем, там, измен, семейных конфликтов и всего прочего, и возникает то, что мы можем назвать безнравственным поведением, или свободной любовью, и как-нибудь еще. Этот конфликт существует ровно столько, сколько существует вообще понятие морали."
"Измена это ведь не секс, это его сокрытие. Это проблема человека, его трусости, или каких-то других соображений, из-за которых он о своем сексе вне брака, или вне отношений с постоянным партнером не распространяется. Так вот, сами по себе сводные сексуальные отношения, свободная любовь ничего в себе порочного не таит. Но если вы подписываетесь на моногамный брак, о котором я уже сказал, на верность своей подруге или другу, а потом начинаете его обманывать - да, это безнравственно."
"Критерием безнравственности является насилие, когда секс сводится с несогласия с одной из сторон - это чистое насилие. Внутри согласия обоих партнеров я не вижу никакой сексуальной проблемы. Сексологи очень спокойны. Может быть, сейчас этот разговор кажется циничным, а на самом деле он реалистичный. Он не имеет никакого цинического оттенка. Внутри секса нет проблемы. Есть проблема с христианской моралью, которая расчленяет - спасибо грекам, кстати – дух и тело. Дело в том, что когда Россия переняла христианство, а христианство перешло в Россию от иудаизма, но через греков. Если в иудаизме не было разделения на тело и душу, это было что-то вместе такое, что-то целое, то греки внесли свой посильный вклад, они сделали так, что мы сейчас к сексу относимся как к чему-то греховному. Скажем, гениталии в нашем понимании – это не совсем полноценный орган в том смысле, что его надо прикрывать. Вот есть какие-то руки, ноги, с ними все в порядке, а здесь стыд ложный у людей возникает – когда начинается обсуждение."
"Я считаю, что нужно ориентироваться на себя, а ошибка людей в том, что они смотрят …. Ну, скажем – другие воруют, и я буду. Государство со мной так, и я с ним так же. Это его проблемы, потому что человек очень тяжело ориентируется сам на себя, потому что ему все время мешают: ему подают дурной пример, и она на это ведется. Надо смотреть на себя, и оценивать собственные поступки как бы с самим собой."
Источник