Вчера была лекция, посвященная двум последним книгам - The Queer Art of Failure и Gaga Feminism.
Анонс лекции
Going Gaga: Dissent, Refusal and Postcolonial Desire
In this talk, I will present ideas from my last two books, The Queer Art of Failure and Gaga Feminism to explore new modes of political action, revolt and queer anarchy. All too often the modalities and intensities of love, sex and desire are seen as extraneous to the workings of the state, the processes of colonization and the consolidation of state power. But, as we have seen in the recent riots, protests and occupations happening around the world, especially in urban centers, we seem to have reached an end of a certain paradigm of political contestation and we are entering a new era of anti-corporate and anti-colonial struggle in which the form matters as much as the content. No longer content simply to march, to make a list of demands, to request recognition, the new movements that are spreading through cities, ignited by outrage at corporate greed, turn politics into performance and combine anarchist mistrust of structure with queer notions of bodily riot and anti-normative disruption.
Заметки с лекции
Джек говорил очень быстро и энергично, поэтому заметки у меня ужасно скомканные, и в них не отмечено, когда он пересказывал свои идеи, а когда - чужие, на которые опирался. И вообще заметки очень короткие и не охватывают всю лекцию; например, я не делал заметки по поводу Леди Гаги и ее трансформативной роли как трансгрессивного медийного образа, по поводу ее дуэта с Йоко Оно или по поводу завершающего музыкального примера - No Church in the Wild и ее ремикса, сделанного Angel Haze.
Первая часть была посвящена низкой теории как стремлению выйти за пределы академической науки, но не сжигать мосты, а возвращаться в академию и снова ее покидать. (Эта тема развивается в Queer Art of Failure.) "Если ваш проект - трансформация, нужна не только высокая, но и низкая теория". Дальше приводились 10 характеристик низкой теории, но у меня записаны не все:
1. Низкая теория не жертвует сложностью ради высокой речи изложения и применимостью ради элегантности.
(2 и 3 пропущено.)
4. Опровергает идею, что высокая теория лучше низкой; они равноценны.
5. Низкая теория связана с феминизмом и квир-теорией, потому что она связана с проектом социальной справедливости.
6. Имеет дело с подчиненным знанием.
7. Признает, что знание исходит снизу (из реалий жизни), а не сверху (из теории).
8. Опирается на контр-интуитивное мышление (например, практика и применение неуспеха (failure)).
9. Интеллектуальная эмансипация:
- все люди одинаково умны (анти-иерархия интеллекта)
- любой может обучаться самостоятельно (без учителя)
- все есть во всем, нет нужды в канонах мысли
(пункт 10 тоже куда-то делся)
Дальше было как раз про Леди Гагу и ее перформативный медийный феминизм (до Born This Way), после чего мы перешли к теме развлечения и перфоманса как политики и в итоге к зрелищной политике - от последних президентских выборов (институционализированный перфоманс политики для публики) до Occupy.
"Настоящая" политика включает медийные и рекламные кампании. Есть тенденция считать Occupy несерьезной политикой, "вечеринкой", потому что у них нет ясных целей, программы и они используют "ненастоящие" методы. Но это неверно: они представляют собой анархистский отказ. Невозможно заявить свою радикальную позицию вне медийной репрезентации.
Дальше была критика Славоя Жижека, который назвал Occupy карнавалом и не счел серьезными аналогичные восстания в Лондоне, потому что в то время происходило мародерство; по этому поводу Джек сказал, что "разве вся наша финансовая система - не мародерство? Мы просто обращаем на это внимание, только когда это делают одиночки, а не банки". Жижек видит во всем, что происходит, нарратив капитализма, который утверждает себя снова и снова. В своей речи Carnivals Come Cheap (карнавалы даются дешево) он говорил о том, что Occupy - это карнавал, а потом все снова вернутся к нормальной жизни. Джек возражает: во-первых, многие участники никогда и не вели "нормальную" жизнь, а во-вторых, карнавал - это то пространство, где можно представить альтернативую "нормальной жизни".
В завершение Джек зачитывал свой Gaga Manifesto, предваряя его словами о том, что Occupy показывает: в наши дни манифест - это не программа, а манифестация: то, что ты здесь, уже само по себе заявление.
1. В кризисе не оставайся спокоен. (Я на полях добавила: Now Panic and Freak Out.) (*)
2. Не соревнуйся, сотрудничай. (Некапиталистическая, не направленная на прибыль экономика сотрудничества.)
3. Проводи связи. (В том числе, или в первую очередь, между теми вещами, связь между которыми неочевидна.)
4. Находите друг друга. (Вместо того, чтобы иметь готовое представление о том, кто такие "мы", что "нас" связывает и какого рода коллективности "мы" образуем.)
(*) Каким-то образом в связи с этим пунктом говорилось о том, что капитализм разрушается, и вместе с ним разрушается устаревшая идея нуклеарной семьи, но связка не сохранилась.
В конце был как раз анализ двух версий No Church in the Wild, а потом - детских мультфильмов, потому что Джек видит в них крайне анархистские посылы; в качестве примера он привел мультфильм "Побег из курятника", где куры решают сбегать, забивают на лидера, отказываются от очевидного решения лететь на крыльях, строят конструкцию, которая работает только если они прикладывают усилия все вместе, и вырываются на свободу. Финальная фраза: "Дети - анархисты; они живут внутри семейных институтов и мечтают о революции".
Для заинтересовавшихся: The Queer Art of Failure (pdf)
заметки с лекции Джека Хальберстама
Вчера была лекция, посвященная двум последним книгам - The Queer Art of Failure и Gaga Feminism.
Анонс лекции
Заметки с лекции
Для заинтересовавшихся: The Queer Art of Failure (pdf)
Анонс лекции
Заметки с лекции
Для заинтересовавшихся: The Queer Art of Failure (pdf)